Деятельность иностранных инвесторов на территории РФ имеет определенные ограничения. иностранным инвесторам запрещено:
Производство любого вида оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также ремонт боевого оружия;
Изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;
Посев, возделывание и переработка культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
Переработка драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;
Лечение больных, которые страдают опасными инфекционными заболеваниями;
Изготовление орденов и медалей.
Иностранные инвестиции охраняются законодательством РФ. Они не подлежат национализации и не могут быть конфискованы. В случае национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается эффективная компенсация. Возмещение убытков иностранному инвестору осуществляется органом, допустившим эти действия.
В целях минимизации риска активы иностранных инвесторов должны быть диверсифицированы, инвесторы должны владеть акциями, долями, паями нескольких организаций одновременно. Другими словами, инвестиции должны быть портфельными. При выполнении своей основной работы инвестор должен самостоятельно наблюдать за динамикой рентабельности на определенных направлениях инвестирования. Поэтому при формировании портфеля инвестиций инвесторы должны ориентироваться на два критерия – эффективность и рискованность.
Иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к реальным инвестициям, т.к. в Россию поступают не только деньги, но и основные средства, многолетний опыт, накопленный иностранными инвесторами на мировых рынках. Привлечение иностранных инвестиций является непременным фактором вовлечения России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое сообщество и нахождению оптимальной ниши во всемирном разделении труда. В основном в экономику привлекаются реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции привлекаются следующими способами. Путем:
Создания совместных организаций;
Регистрации на территории России организаций, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
Создание концессий или соглашений о разделе продукции. Не получил широкого развития в России.
Создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленных на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. Созданные СЭЗ – «Находка» в Приморье, «Янтарь» в Калининградской области работают практически в правовом вакууме. Такое положение дел приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, что в конечном итоге затрудняет привлечение иностранных инвестиций.
Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Значительная доля реальных инвестиций направляется в экспортно-ориентированные отрасли, включающие добычу нефти, горнодобывающую промышленность, либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, строительство офисных и частных зданий в крупных городах). Такой отраслевой перекос в значительной мере отражает реальное положение России с системе международного разделения труда. Россия в настоящее время выступает на мировом рынке, в основном, как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер высокотехнологичной иностранной продукции, рассчитанной на высокий потребительские спрос.
Помимо отраслевого перекоса реальных инвестиций имеется налицо их неравномерное территориальное вложение. Большая часть инвестиций направляется в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭКа (Тюменская, Омская, Томская, Самарская, Нижегородские области, Татарстан).
Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению реальных иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики России в целом заставляет сделать вывод о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в России. Развитие этой тенденции может привести к так называемой «венесуэлизации» российской экономики – структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура).