ирая альтернативу, руководитель должен помнить, что эффективность работы службы контроллинга зависит не только от типа орг. структуры. Например, штабная структура управления (альтернатива 3) может дать хороший результат, если:
- контроллер и линейный руководитель направления понимают необходимость и взаимную выгоду сотрудничества;
- контроллер сумел завоевать авторитет среди руководителей подразделений.
При альтернативе 2 контроллер обладает большей самостоятельностью по сравнению с другими рассмотренными альтернативами. Например, контроллер 1-го уровня иерархии управления может воздействовать на линейного руководителя 2-го уровня, чтобы реализовать свои идеи и планы. Однако это вовсе не означает, что его намерения будут реализованы с большой эффективностью. Иногда силовое воздействие может вызвать сопротивление, и результат не будет достигнут.
Билет №37.
109. Понятие – «Управленческая роль». Характеристика управленческих ролей (по Мицбергу).
Роль - это функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.
Конвенциональные роли (регламент) - связаны со стандартизированными правами и обязанностями руководителя, исполнителя и т.д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо.
Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.
От того, каким образом выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание данной личности.
Все руководители, независимо от того, к какому уровню управления они относятся, выполняют различные социальные и управленческие роли. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют его реальному положению, т.е. статусу, в организации.
По мнению Г.Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в разной степени. Эти роли взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вместе взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.
Управленческие роли - содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие данной роли
Межличностные роли:
Главный руководитель - Осуществляет работы социального и правового характера.
Лидер - Осуществляет практически все действия, в которых участвуют подчиненные Отвечает за мотивацию подчиненных
Связующее звено - Участвует в совещаниях за рамками данной организации, контакты с другими субъектами управленческой деятельности других организации
Приемник информации - Является центром внешней и внутренней информации, поступающей в организацию. Отслеживает необходимую информацию специализированного характера. Участвует в поездках, изданиях, изучает всю почту, поступающую в организацию, осуществляет нужные контакты.
Распространитель информации - Поставляет информацию членам организации для усвоения и интерпретации, для формирования взглядов на нее внутри организации По его распоряжению идет рассылка почты для получения новой информации Осуществляет общение с подчиненными для передачи им информации (беседы, об горная информация)