Основой для построения таких систем является система международных стандартов. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:
1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель
. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему.
В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.
О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации
Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:
• системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;
• системе организации производства;
• системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции.
Показатели качества регламентируются большим количеством нормативно-правовой документации.
Основное право производителя – быть собственником своей продукции (со своей полнотой ответственности за ее качество), а основное право потребителя – получение полной и достоверной информации о качестве продукции до приобретения ее в собственность, в том числе, и особенно, информации о безопасности для жизни и здоровья, экологической чистоте продукции.
Первое право реализуется в механизмах гарантий, даваемых производителем потребителю, а второе – в механизмах обязательного подтверждения качества, сертификации продукции, в том числе на безопасность и экологическую чистоту.
Именно на выполнение этих подходов по отношению к качеству направлены такие области деятельности, как стандартизация и сертификация.
Билет №40.
118. Характеристика современных подходов в менеджменте.
В настоящее время не существует единой, целостной теории менеджмента. Поэтому нельзя предложить некую единую методику во всех практических ситуациях, с которыми сталкивается современный менеджмент. Из этого неотложно следует, что эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Подходы тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практическую и теоретическую основу и в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.