Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости, риски трансферта или моратория платежа.
Оригинальную методику анализа уровня странового риска применяет Швейцарская банковская корпорация. Еще до второй мировой войны службы банков и банковских учреждений, уполномоченные заниматься определением степени странового риска, функционально подразделялись на передовые и штабные. Передовые занимались сбором самых современных и актуальных оценок, в то время как штабные разрабатывали независимый научный прогноз экономико-политической рискованности положения в конкретном государстве или регионе. Далее эти исследования приобрели регулярный характер и стали оформляться по стандартному образцу.[8]
Примерно в 1980 году экономический банковский отдел Швейцарской банковской корпорации разработал новые, систематизированные и четко нормированные принципы подхода к определению уровня странового риска. Эти принципы основывались на постулате, что расчет должен быть полезным и легко анализируемым материалом, который предоставляется в распоряжение высших руководителей банков, принимающих решения в зависимости от уровня и структуры потолка банковских кредитов для каждой страны. Исходя из вышесказанного были разработаны и сформулированы следующие основополагающие принципы:
прогнозирование странового риска должно опираться на анализ структурных и качественных характеристик государственного устройства, так же как и на количественные показатели, основанные на изучении цифровых данных и соотношений;
причины выводов о повышенной рискованности положения должны быть вполне понятны читателю отчета;
сочетание двух типов анализа (качественного и количественного) должно быть четким и конкретным: все таблицы и сопоставления должны включать расшифровку сокращений, чтобы облегчить анализ и повысить его эффективность.
Эти базовые принципы привели к формированию двухступенчатой структуры анализируемых материалов статистико-аналитического направления. Первую ступень составляет отчет о положении в стране (краткая характеристика экономической ситуации). Объем этой части сводки жестко ограничен двумя страницами. В самом начале приводится наиболее существенная часть анализа, т.е. вывод относительно степени странового риска и конечные данные по стране с приведением избранных ключевых сведений. Эти сводки выполняются по стандартному образцу, с учетом политического положения, национальной экономики, внешнего баланса и внешней задолженности.
На основании этого анализа статистико-аналитическое управление предлагает свое суждение относительно классификации степени странового риска в применении к анализируемой стране.
Во второй части анализа проводится конкретная экономико-политическая ситуация и уровень суммарного странового риска с помощью Схемы факторов риска. В процессе анализа и сопоставления СФР с данными маркетинговых исследований или с непосредственным наблюдением потребителя конкретный коммерческий банк имеет возможность скорректировать данные первой ступени анализа. Таким образом, получается прямая ( Швейцарская банковская корпорация- потребитель) и обратная ( банк, производитель и прочее- Швейцарская банковская корпорация) взаимосвязь.
Таким образом, создается сжатый информационный отчет, который может быть быстро проанализирован и обеспечивает достоверность результатов, а также их сопоставление Схемы факторов риска с данными других маркетинговых обследований или с непосредственными наблюдениями.
Возникающий подобным образом многосторонний диалог- это приветствующий и желательный результат системы, способствующий эффективной выработке окончательных решений относительно направлений финансовой деятельности в анализируемом ареале с учетом факторов риска.