В период с 1998-2002 гг. в любом случае, можно констатировать достаточно благоприятную для России ситуацию на мировых нефтяных рынках, когда, во-первых, возрастает ее роль как существенного игрока на этих рынках, во-вторых – конъюнктура спроса сулит возможности маневра во внутриэкономической и внешнеэкономической политике. За исследуемый период суммарный экспорт российской нефти составил 758 млн. т, т.е. увеличился по сравнению с базисным 1998 г. на 48 млн. т. Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что Россия, как субъект международных отношений на нефтяном рынке, и ее крупнейшие корпорации все в большей мере становятся полноправными участниками «игры». В целом, эта тенденция соответствует глобальным геостратегическим интересам России, хотя, очевидно, развитие в данном направлении будет происходить с большими проблемами и противоречиями.
Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные причины для дальнейшего развития. По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России стран является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.
Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и созданию необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.
Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой - возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.
Подводя итог, можно отметить, что страна постепенно вписывается в глобальные схемы энергоснабжения. Россия, как субъект международных отношений на нефтяном рынке, и ее крупнейшие корпорации все в большей мере становятся полноправными участниками «игры». В целом, эта тенденция соответствует глобальным геостратегическим интересам России, хотя, очевидно, развитие в данном направлении будет происходить с большими проблемами и противоречиями.
Приложение 1.
Таблица Структура поставок нефти на экспорт по годам, тыс. т
Поставки |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г |
Всего |
136 457 |
132 897 |
144 200 |
159 809 |
184 523 |
|