По итогам мартовской встречи стран – экспортеров нефти, было решено сократить с 1 апреля 2001 г. поставки нефти на мировые рынки на 4% или на 1 млн. баррелей в сутки. ОПЕК пытается таким путем предотвратить снижение спроса на энергоносители из-за спада в экономике США и Японии, а также сезонного изменения конъюнктуры цен. Представители России присутствовали на очередной встрече стран ОПЕК в качестве наблюдателей. Однако Россия в силу ее внутриэкономических причин не полностью солидаризируется с мерами ОПЕК, хотя именно они дают ей шанс на сохранение запланированных бюджетных доходов. Россия поддерживает ОПЕК идеологически, но не может провести адекватное сокращение добычи из-за жесткой привязки госбюджета к объему доходов от экспорта нефти. В этом и заключается основная специфика российского нефтяного комплекса на фоне общемировых тенденций.
Основным лейтмотивом сентября 2001 г. в нефтегазовой отрасли, несомненно, стало изменение мировых цен на нефть. Сразу же после трагических событий в США последовал резкий скачок вниз этих цен, который, однако, был кратковременным. Мировые финансовые и товарные рынки пришли в состояние неустойчивости с явной тенденцией к спаду. Естественно, что нефть была товаром, испытавшим одно из сильнейших снижений спроса, поскольку одним из главных его потребителей были США, понесшие большие экономические потери. Обвал цен, который достиг 30%, мог бы быть еще больше, если бы не эскалация напряженности на Ближнем Востоке, угрожавшая катастрофическими перерывами в поставках и заставлявшая соответствующим образом реагировать нефтяные биржи. Последовавшие затем ожидания спада в мировой экономике, прежде всего – в США, повлекли за собой еще более значительное снижение мировых цен на нефть до рекордно низкой для последних двух лет отметки. Российская нефть «Urals», к примеру, подешевела до 20 долл. за баррель. Эта тенденция сохранялась в течение месяца, и только в последних числах сентября нефтяные цены начали медленно повышаться.
В 2001 г. на долю НК приходилось 15% товарной продукции российской промышленности, 52,3% экспортных поступлений, около трети всех поступлений налогов и сборов в консолидированный и до 45% - в федеральный бюджет России.
Россия заняла второе место в мире по экспорту нефти, уступив Саудовской Аравии, и третье по добыче, пропустив вперед также и США. В 2001 г. Россия в среднем добывала 7,2 млн баррелей в сутки (Саудовская Аравия – 8,84 млн., США – 8,08), экспортируя 4,74 млн. (Саудовская Аравия–7,43).
По данным Госкомстата РФ в 2001 году объем экспорта нефти составил 159,8 млн. тонн (т.е. вырос на 10,8% по сравнению с прошлым). В декабре на экспорт поставлено 13,0 млн. т нефти, на 8% больше, чем год назад. В целом за год, экспорт увеличился на 11% по сравнению с предыдущим 2000 г. и составил 159.809 тыс. т. В том числе в страны Дальнего зарубежья и страны Балтии экспорт составил 136.837 тыс. т (85,6% от общего объема), государства СНГ – 22. 972 тыс. т (14,4%).
Экспорт нефтерподуктов в 2001 г. составил 41.408 тыс. т (26%), то есть уменьшился на 1.046 тыс. т (2,5%) по сравнению с 2000 г. (42.454 тыс. т). Это во многом объясняется тем, что для поставок нефтепродуктов в страны Западной Европы (а именно они являются основными потребителями нефтепродуктов, поставляемых на экспорт) необходимо соответствие их качества европейским стандартам, недавно вступившим в действие.
В структуре перевозок экспортируемой нефти лидирующую позицию занимают поставки по нефтепроводу «Дружба» (53%).
Экспорт нефти из России и транзит из стран СНГ через морские порты сократится. Согласно портовым позиционным графикам, вывоз сырья через Новороссийск, Туапсе, Одессу и Вентспилс в декабре снизится на 568 тыс. т и составит 5,657 млн т. Поставки нефти через Новороссийск резко снизятся из-за неблагоприятных погодных условий в акватории порта. В целом экспорт через морские порты составил 45%, в том числе через Новороссийск – 51%, Вентспилс – 29%, Туапсе –9%, Одессу – 7%, СМП Приморск – 4%.
Диаграмма 31
Экспорт нефти и нефтепродуктов из России железнодорожным транспортом в 2001 г. увеличился на 1 млн т (2%) и составил 57 млн т. За прошедший год вывоз продуктов переработки по РЖД сократился на 771 тыс. т и составил 48,6 млн т, а нефтяные перевозки выросли на 1,85 млн т до 8,4 млн т. Здесь лидирующее место занимают эстонские терминалы. Перевозки на этом направлении увеличились почти на 2 млн т до 24,3 млн т, что составило около 43% суммарного экспорта нефти и нефтепродуктов из России по железной дороге. Для сравнения, транзит через Клайпеду упал на 40% и составил 1,5 млн. т, а поставки на латвийском направлении снизились на 6% до 7,9 млн. т. Из российских портов наибольший прирост железнодорожных поставок пришелся на Туапсе. Экспорт на этом направлении вырос на 760 тыс. т и достиг 3,65 млн. т. Перевозки экспортных нефтеналивных грузов до Новороссийска за прошедший год увеличились на 306 тыс. т до 2,35 млн. т, а до Калининграда - на 115 тыс. т до более 1 млн. т. После перерыва в несколько лет возобновился экспорт энергоносителей через порты Архангельск и Витино, составивший в 2001 г. 320 тыс. т и 150 тыс. т соответственно. Дальневосточные порты Находка и Владивосток повысили показатели перевалки нефтепродуктов соответственно на 240 тыс. т и 280 тыс. т. Экспорт через сухопутные пограничные переходы снизился из-за относительно высоких железнодорожных тарифов. Однако, доля перевозок ж/д транспортом по прежнему очень мала и составляет всего 2% от общего объема экспорта.