Назначение операционных и вспомогательных бюджетов – они обеспечивают увязку натуральных показателей со стоимостными либо определяют наиболее важные пропорции, ограничения, допущения. Их состав определяется руководством предприятия.
Особенность составления операционных бюджетов –отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции (калькуляция). Желательно произвести деление затрат на переменные и постоянные.
Специальные бюджеты необходимы для уточнений целевых показателей и нормативов для учета местного (регионального) налогообложения. Также должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекший период. «План-факт» анализ составляется для всех основных бюджетов и некоторых операционных.
Бюджет доходов и расходов.
Показывает соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета – помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности (постоянные расходы/цена-средние переменные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления.
Значение бюджета доходов и расходов:
1) Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса.
2) Устанавливает лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.
3) Определяет фонды потребления и накопления.
4) Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.
Показатели бюджета доходов и расходов:
1) Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая НДС, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в соответствии с прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост незавершенного производства по планируемым затратам.
2) Резерв для расчетов с бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями предприятия по конкретному виду бизнеса. Он должен быть стабильным, неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз, таможня и т.д.).
3) Чистые продажи (чистая выручка от реализации) = общий оборот-резерв.
4) Прямые затраты. Здесь отражаются те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой выручки от реализации остается почти неизменной в течение 1-3 лет. Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда 3 основных статьи:
1. Оплата сырья, материалов.
2. Оплата операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.
3. Расходы на зарплату основного производственного персонала.
5) Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся к прямым переменным, но не могут быть определены на единицу товарной продукции в данный период.
6) Валовая прибыль (=чистые продажи – прямые затраты). Это первая контрольная точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние валовой прибыли должно быть не менее 40-45 % по мнению экспертов (на Западе не ниже 30 %).
7) Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования организации, но с хозяйственной деятельностью связаны косвенным образом. Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным. (Балансовая прибыль=Валовая прибыль – все расходы указанные выше).
Для получения инвестиционного кредита в России норма чистой прибыли должна составлять 20-25 %, в развитых странах – 10-15 %. Тогда это считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получить кредит на 10-15 лет, в России – не более чем на 1 год.