В результате должна была получиться экономическая и общественная система, которая способна интегрироваться в мировую экономику и стать частью единой мировой системы разделения труда и капитала. Такая система могла рассчитывать на существенный приток иностранных инвестиций, которые должны были обеспечить ее быстрый экономический прогресс и рост благосостояния населения. В основе идей либеральных экономистов лежал принцип доминанты свободного рынка. Рынок все рассудит. В Казахстане "шоковая терапия" была проведена последовательно и очень решительно. Например, на нашей почве смогли реализовать ряд непопулярных в обществе идей, на которые так и не решились в соседней России, - реформы в коммунальной сфере, пенсионная реформа и т. д. э.
Однако нельзя забывать, что в самые трудные для Казахстана годы страна столкнулась с безвозвратным вывозом капитала, отмыванием валютной выручки, сокрытием доходов, неуплатой налогов и дивидендов по ценным бумагам, ввозом иностранных рабочих и специалистов, всех видов сырья, материалов, машин и оборудования только из-за рубежа и т. д. Более того, льготы и преференции, заложенные в контрактах по выкупу стратегических предприятий, сегодня являются главным ограничителем для снижения ставки налогообложения казахстанских юридических и физических лиц. Ко всему этому собственность Казахстана оказалась собственностью других стран, а доходы от нее фактически переместились за пределы Казахстана.
Приватизацию государственных предприятий стратегического характера с экспортно ориентированным производством с ущемлением интересов страны нельзя оправдывать необходимостью привлечения иностранных инвестиций. Главный вопрос – не просто в привлечении как можно большего количества иностранных инвестиций, а в том, куда они идут, какой ценой привлекаются и что реально страна будет иметь от этого. Зачем нужны иностранные инвестиции, если за один вложенный доллар из Казахстана уходит два-три доллара, а то и еще хуже – огромная высоколиквидная собственность, с которой связано основное богатство страны?
Структурная перестройка экономики была необходима. Но хозяйственный механизм оказался демонтированным прежде, чем появились рыночные институты и рычаги. Иначе говоря, старый дом стали рушить раньше, чем спроектировали новый. Потеря контроля над экономическим пространством привела к резкому ухудшению благосостояния людей. К тому же общественное богатство резко уменьшилось. В СНГ не было в момент его создания эффективно действующих органов контроля, которые бы могли выявить законность договоров на межреспубликанские поставки. Это позволило предприятиям союзного подчинения и «китам» индустрии рангом пониже практически бесконтрольно вывозить из Казахстана колоссальные объемы сырья, ресурсов, капиталов. Кризис неплатежей, который разразился в начале 90-х, в частности, был инспирирован «красными директорами», использовавшими ситуацию почти полной бесконтрольности в личных корыстных целях.
Повсеместно сокращалось производство. Особенно пострадал агропромышленный комплекс республики. Можно сказать, село было обречено на банкротство. С 1991-го по 1999 годы цены на сельскохозяйственную продукцию возросли в две тысячи раз, а цены на промышленные товары и услуги для сельского хозяйства увеличились в 12 тысяч раз!
Можно много спорить о характере этих реформ, их эффективности, социальной цене, которую пришлось заплатить казахстанцам за вступление в рыночные отношения. Но нельзя не признать того факта, что не будь всех этих преобразований, сегодня будущность Казахстана виделась бы не столь оптимистично. Как нельзя не признать и того, что необходимость реформ была продиктована самим ходом истории.
[1] «Первый Президент Р.К.», Алматы, издательство «Жалын», 1993, стр. 257.