Как результат – еще больше углубилась деформация экономики, произошла деградация многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Выбранная стратегия приватизации собственности в сельском хозяйстве оказалась разорительной для отрасли. Многие крупные предприятия остановили свою работу или были на грани остановки, включая и сырьевые предприятия с производством, ориентированным на экспорт. Такая экономическая политика привела, конечно, к неизбежному обвальному росту безработицы, дальнейшему падению уровня жизни населения, полной деградации социальной сферы, росту коррупции и взяточничества, процветанию преступности и теневой экономики, массовому обнищанию народа.
Углубление социально-экономического кризиса не могло не оказать негативного влияния на политическую обстановку в стране. Люди начали открыто выражать свой протест в связи с ухудшением уровня жизни, в том числе и в форме несанкционированных митингов и демонстраций. В стране возникали оппозиционные политические партии и движения, которые стремились воспользоваться этой ситуацией, чтобы ослабить, а по возможности и свергнуть существующую власть. Власть обвинялась в том, будто бы она проводит ошибочную политику “шоковой терапии”, не поддерживает производство инвестициями, не обеспечивает социальную защиту населения и т. д. и т. п.
На самом деле главной причиной углубления социально-экономического кризиса и дестабилизации политической системы в 1992–1994 годах стало не проведение политики “шоковой терапии”, а отказ от нее уже в мае 1992 года, непоследовательность и нерешительность правительства в осуществлении выбранной стратегии макроэкономической стабилизации и проведении структурных и институциональных реформ. Мировой опыт показывает, что позитивные результаты достигаются только там, где реформы проводятся системно, последовательно и решительно. Нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что занимались внедрением рыночных механизмов люди, которые знали о них лишь понаслышке. Некомпетентное проведение реформ обошлось стране слишком дорого.
Сельское хозяйство.
Агро-промышленный комплекс Казахстана переживал не лучшие времена. В 1999 г. Казахстан собрал 14,3 млн. тонн зерна, что позволило удовлетворить потребности населения и даже экспортировать излишки (1,8 млн. тонн) в соседние страны (Украину, Россию, Узбекистан, Иран и др.), однако страна находится в зоне рискованного земледелия и подобный урожай - большая редкость. В 1998 г. было собрано всего 6,4 млн. тонн зерна, в 2000 г. ожидается невысокий урожай – 8,1 млн. тонн. В виде примечания: в советские годы Казахстан собирал ежегодно по 25-26 млн. тонн зерна.
В целом за годы независимости, доля сельского хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 1999 г. [1]. И это при том, что на селе живет 45% населения, из 3 миллионов трудоспособных селян, согласно официальной статистике, только 657 тысяч (или 22%) занято собственно в сельском хозяйстве. Экс-министр (председатель Антимонопольного комитета в 1993-96 гг.) П.Своик утверждает, что посевные площади с 1991 г. сократились в два, а применение удобрений в 52 раза. Животноводство упало в 4,6 раза, потребление мяса (основного продукта питания казахов) снизилось на 41% [2]. Генетически скотоводческий Казахстан в 1999 г. 1/3 потребляемого мяса завозил из-за границы [3]. В середине 1990-х гг. пало или было съедено основное поголовье казахстанского скота.
Виды на урожай 2000 г. испорчены начавшимися массовыми нашествиями саранчи. Вице-премьер Д.Ахметов уже охарактеризовал ситуацию в стране, как “угрожающую продовольственной безопасности” [4].
Экспорт нефти
Главной статьей казахстанского экспорта и источником формирования доходной части госбюджета на протяжении последних лет остается торговля нефтью. В 1999 г. в РК добыто 26,6 млн. тонн нефти, из них 20,7 млн. ушло на экспорт. На 2000 г. план – 30,5 млн. тонн. С вводом в строй (по плану - 1 января 2001 г.) нефтепровода Тенгиз-Новороссийск Каспийского транспортного консорциума (КТК) можно увеличить объем экспорта до 28 млн. тонн нефти в год. Вдобавок Казахстан не оставляет попыток найти и “альтернативные” варианты выхода энергоносителей на мировой рынок, минуя Россию. Так, в июне 2000 г. Казахстан начал самостоятельную танкерную перевозку тенгизской нефти в Азербайджанский порт Дюбенди.
Согласно уже заключенным соответствующим соглашениям в 2000 г. Казахстан экспортировал через Россию в два раза больше нефти, чем в предыдущем году (а именно: 14 млн. тонн.). Однако, несмотря на это, высокопоставленные казахстанские чиновники продолжают говорить о приверженности своей страны “многовариантной” схеме маршрутов (последнее по времени подобное заявление прозвучало от министра промышленности и торговли В.Школьника - 1 июня 2000 года).