Наряду с горизонтальным разделением труда может иметь место и вертикальное разделение труда. Основное назначение этого вида разделения труда — координирование действий людей, объединенных общей структурой данной организации для выполнения общих целей. Для более наглядного усвоения основных уровней управления представим их в виде пирамиды
Вертикальное развертывание разделения труда, при котором вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей, способствует образованию различных уровней управления
Рис. 2.Схематическое изображение основных уровней управления
При этом название должности, которую занимает тот или иной руководитель, дает возможность определить, на каком уровне управления находится этот руководитель. Например, если руководитель занимает должность мастера участка, то с уверенностью можно сказать, что это — руководитель низового звена управления.
Размер организации — это один из важнейших факторов, который определяет количество уровней управления. Все уровни управления внутри организаций обычно делятся на три основные категории:
1) институциональный уровень;
2) управленческий уровень;
3) технический уровень.
Институциональный уровень управления организацией — самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. (президент, вице-президент, председатель Совета директоров компаний, министры, генералы)
Руководители высшего звена управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших организационных решений. Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всей компании.(топ-менеджер,)
Руководители среднего звена управления подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль за работой руководителей низового (технического) уровня. (заведующий отделом). Во многих организациях руководители среднего звена управления принимают участие в принятии решений, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.
Руководители низового звена управления осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Это — организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями неквалифицированной рабочей силы.
20. Стратегическое видение, миссия и цели организации.
Стратегическое видение - перспективный взгляд на направления развития деятельности организации, базовая концепция того, какого состояния организация может достигнуть при самых благоприятных условиях.
Значение видения для деятельности организации:
- являясь хорошим средством мотивации, объединяет деятельность работников в едином направлении;
- создает импульс для постоянного прогресса и обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы.
Миссия - основная общая цель (которая должна быть выполнена в плановом периоде), выражающая причину существования и предназначения организации.
Значение миссии для деятельности организации:
- является базисом для определения целей и задач для всех уровней управления;
- служит стимулом сотрудникам к хорошему выполнению работ;