С 1 января 2006 г. при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы дополнительно на расходы на бухгалтерские и юридические услуги вне зависимости от статуса оказывающей данные услуги структуры. При этом что подразумевается под бухгалтерскими и юридическими услугами, нигде не расшифровывается, кроме Постановления Правительства РФ от 16.02.2005 N 82. В нем говорится, что в соответствии с п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство РФ утверждает Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. На это Положение мы обращаем внимание как клиентов, так и тех, кто оказывает услуги.
Изменением, внесенным абз. 10 п. 6 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы дополнительно на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров. Но не только на данные расходы, но и на любые расходы, непосредственно связанные с реализацией, так как приведенный перечень стоит после слов "в том числе на".
Обязательными условиями для отнесения на расходы являются следующие:
- надо уменьшать именно доходы, то есть если конкретная торговая операция принесла убытки, то учесть сумму превышения расходов над доходами нельзя;
- необходимо доказать непосредственную связь между реализацией и расходами, что обеспечивается соответствующим разделом налоговой политики и первичными документами.
До 1 января 2006 г. расходы торговых организаций, в том числе расходы на хранение, обслуживание и транспортировку реализуемых товаров, учитывать было нельзя (именно в части торговой деятельности, на остальные сферы деятельности данное ограничение не распространяется), о чем сказано, например, в Письме УФНС по г. Москве от 24.12.2004 N 21-09/84396.
В соответствии с изменением, внесенным абз. 12 п. 6 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы дополнительно на расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения. Данные расходы могут быть учтены, если они обособлены в цене договора от не учитываемых для налогообложения расходов (например, маркетинговые услуги), если в договоре соблюдается гражданско-правовая квалификация, установленная гл. 49, 51, 52 ГК РФ.
До 1 января 2006 г. посреднические услуги, кроме услуг, связанных с приобретением материалов неторговыми организациями, а также с приобретением основных средств, в качестве расходов не учитывались.
Изменением, внесенным абз. 13 п. 6 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы дополнительно на расходы по оказанию услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию. Под этими расходами подразумеваются расходы организаций, правомерно установивших гарантийные сроки на реализуемую продукцию и товары, связанные с гарантийным ремонтом и гарантийным обслуживанием (расходы по обеспечению качества товаров в течение гарантийного срока).
До 1 января 2006 г. данные расходы не учитывались при налогообложении.
На основании изменения, внесенного абз. 14 п. 6 ст. 1 Закона N 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы дополнительно на расходы по подтверждению соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.