6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте и д.р.
При этом обеспечением для кредитов Банка России могут выступать только:
· золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
· иностранная валюта;
· векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
· государственные ценные бумаги.
Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах расчетов и обеспечиваются всеми активами ЦБ.
В целях организации денежного обращения
эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России и является одной из его основных функций. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Заметим, что при обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет, что иногда нарушалось (например, при обмене 50.000 купюр).
Кроме того, для упорядочивания наличного денежного обращения в стране на Банк России возлагаются также следующие функции:
¾ прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
¾ установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
¾ установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
¾ определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики
ЦБ РФ являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
5) валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
При этом, Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Последняя представляют собой минимальную ставку, по которой Банк России осуществляет свои операции.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря ¾ основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
В связи с принципом разделения властей предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
· анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;
· основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.