Наконец, нужно сказать о кредитовании малого бизнеса. В той или иной мере этим занимаются практически все российские банки. В то же время оно имеет свою специфику, и потому далеко не каждый банк к нему приспособлен.
Крупные банки работают в основном с крупными клиентами, и это естественно. Обслуживать же малый и средний бизнес логичнее небольшим банкам. Интересы у них взаимные, поскольку небольшие кредиты – это то, в чем нуждаются малые фирмы, и то, что может дать небольшой банк. Кроме того, малые фирмы больше нуждаются в кредитах (в их фондах выше доля оборотных средств), они меньше заинтересованы в долгосрочных (инвестиционных) кредитах, больше работают на «коротких деньгах». К тому же главное для них – скорость, оперативность (крупное предприятие может день-два и подождать с кредитом, а для малого и предприятия это вопрос жизни и смерти). Всем этим их потребностям лучше всего отвечают возможности малых банков. Важно и то, что для последних небольшие кредиты, если они не будут возвращены, означают разорение (в отличие от крупных банков, которые аналогичные потери могут просто «не заметить»). Поэтому здесь отношение к своим ресурсам, а соответственно и к заемщикам более строгое.
Крупным банкам есть смысл специально продумывать свою стратегию обслуживания среднего и малого бизнеса, которая бы позволяла учитывать специфику кредитования этого сектора экономики. В этом плане интерес представляет опыт Токобанка, создавшего именно для поддержки малого и среднего бизнеса особую структуру Кронбанк, а также Межэкономсбербанка, являющегося генеральным агентом Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Антимонопольном комитете РФ.