Многие специалисты считают, что основой эффективного управления кредитами является управление портфелем. Управление портфелем позволяет балансировать и сдерживать риск всего портфеля, ожидая и контролируя риск, присущий тем или иным рынкам, клиентам, кредитным инструментам, кредитам и условиям деятельности, Управление портфелем становится особенно актуальным в связи с диверсификацией банками своих операций; оно тесно связано с процессом стратегического планирования банка.
Факторы риска
По мере разработки банком своей стратегии и плана деятельности он должен определить факторы и уровни риска на целевых рынках и сегментах; сочетание разновидностей кредитов, кредитных инструментов и валют кредитов; возможности кредитования и концентрацию кредитного портфеля. Роль банка на финансовых рынках и его рыночная стратегия оказывают большое влияние на качество его активов, и, следовательно, на его финансовое положение. Поэтому, банк должен точно знать уровень рисков, присущих данным заемщикам и проектам, и он должен быть в состоянии управлять тем уровнем риска, который он готов принять. Ниже рассматриваются перечисленные выше факторы риска.
Целевые рынки. Финансовая жизнеспособность банка - это чуть больше, чем финансовая жизнеспособность его клиентов. В ответ на вопрос: "Что является наиболее важным и часто встречающимся фактором появления безнадежных кредитов у вашего банка*" один старший сотрудник кредитного отдела одного из крупнейших банков США сказал: "Неправильный выбор целевых рынков". Поведение банков США не раз уже подтверждало это наблюдение. Банки терпели убытки потому, что ведомые стадным инстинктом, концентрировали в своих кредитных портфелях вложения в популярные секторы экономики и виды кредитов, такие, например, как фонды инвестиций в недвижимость, энергетику, кредитование под недвижимость и кредитование выкупа компании руководством (leveraged buyout). Таким образом, качество активов напрямую зависит от выбора целевых рынков. Целевые рынки обычно определяются по их секторным характеристикам и их географическим ограничениям. Довольно часто они далее подразделяются по размерам, объему сбыта или, для физических лиц, по возрасту или уровню доходов. При выборе целевых рынков очень важно рассмотреть все риски, присущие данному конкретному рынку.
Географический риск привел к тому, что некоторые банки стали ограничивать масштабы своих операций на местном, региональном, национальном, а также внутреннем и международном уровне. Хотя цель деятельности банка определяет размах его операций, не менее важную роль при этом играют такие факторы, как доступность ресурсов, ширина и глубина знаний и опыта персонала, а также знание рынка и технологические возможности. Таким образом, географическая диверсификация представляет собой дилемму; очень большие объемы безнадежных кредитов были зарегистрированы в банках с чрезмерно диверсифицированными портфелями, особенно в тех, руководству которых не хватало глубины управления и хорошего знания рынка. И наоборот, географическая концентрация привела к неплатежеспособности тех банков, где она сочеталась с концентрированными вложениями в неблагополучные отрасли экономики. Диверсификация повышает качество кредитного портфеля, но она требует профессионального управления.
Сегмент рынка целевых клиентов. Целевые клиенты коммерческих банков традиционно определяются с использованием большого числа критериев. Например, идеальный клиент должен быть не только что созданным,** а активным и имеющим солидный опыт работы предприятием; он должен заниматься производством или реализацией товара или услуги, имеющей явно хороший сбыт на рынке; он должен иметь хорошее и опытное руководство, способное вести дела компании эффективно; и его финансовое состояние должно быть благополучным.
Однако редко можно встретить столь идеальный образец клиента, особенно в развивающихся странах. Поэтому процесс выбора клиентов требует проявления гибкости и здравого суждения. Если выявленный уровень риска высок, то следует предпринять такие смягчающие меры, как увеличение обеспечения, привлечение гарантий и увеличение вклада владельцев компании в капитал. Эти меры особенно актуальны в развивающихся странах, где финансовая информация либо ненадежна, либо ее просто недостаточно.