2. обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, а это важнейшие условие успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низким ценах. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж.
3. Уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия.
Возможности снижения издержек производства выделяются и анализируются по двум направлениям: по источникам и факторам.
Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Основные источники снижения издержек производства:
- снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции.
где Iн – индекс изменения норм расхода сырья на единицу продукции; Iц – индекс цен на сырье и материалы; dмз – доля материальных затрат в себестоимости.
- уменьшение размера амортизационных отчислений на единицу продукции.
- снижение расходов заработной платы на единицу продукции.
Iпт – индекс производительности труда; Iзп – индекс динамики з/пл; dзп – доля з/пл. в себестоимости.
- сокращение административно-управленческих расходов.
- ликвидация производственных расходов и потерь.
Факторы – это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки. Факторы бывают внутрипроизводственные и внепроизводственные.
На величину издержек оказывают влияние изменение цен на сырье и материалы. При увеличении цены – издержки возрастут, и наоборот.
Внутрипроизводственные факторы – которые могут управляться со стороны предприятия.
При анализе и планировании снижения издержек производства наибольшее значение имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов:
- повышение технического уровня производства;
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства.
Внепроизводственные – те на которые предприятия не могут оказать влияние (розничные цены на сырье, материалы, оборудование, ставки налогов и отчислений, природные факторы).
24. Сущность прибыли и ее виды.
Главной целью предприятия является максимизация прибыли производственно хозяйственной деятельности, она представляет собой чистый доход предприятия. В условиях рыночной экономики прибыль является?
1) Одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственных и местных бюджетов.
2) Источником самофинансирования развития предприятия.
3) Основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия.4) Источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.
Прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками.
Пр=ВД-Иобщ.
Различают: бухгалтерскую прибыль – разность между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками
БПр=ВД-Ибух.
Чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек представляет собой экономическую прибыль.
ЭПр=ВД-Ибух-Инеяв.,
т.е предприятие получит экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских и неявных издержек, т.е.
ВД>(Ибух.+Инеяв)
В случае когда валовой доход равен экономическим издержкам ВД=Иэк., т.е. экономическая прибыль =0, предприятие получает нормальную прибыль. Это неявные издержки, обусловленные использованием собственных ресурсов предприятия, т.е. прибыль, которую владелец мог бы получить вложив свои ресурсы в лучшие из всех прочих худших альтернативных предприятий.