За нарушение Федерального закона "О естественных монополиях" виновные несут гражданско-правовую и административную ответственность, т.к. нормы Закона относятся к гражданскому и административному праву.
1.
Гражданско-правовая ответственность.
Если действиями (бездействием), нарушающими Федеральный закон "О естественных монополиях", причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение, предписывающее возместить причиненные убытки, может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный, суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо гражданского права.
Органы регулирования естественных монополий также не освобождаются от гражданско-правовой ответственности в случае, если ими принято решение с нарушением Федерального закона "О естественных монополиях", в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
2.
Административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти является наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона "О естественных монополиях". Административные методы воздействия, в отличие от гражданско-правовых, могут применять только органы регулирования естественных монополий.
На субъекты естественных монополий налагается штраф за следующие нарушения:
· завышение цен (тарифов), установленных органом регулирования естественной монополии, — в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
· неисполнение решения (предписания), выданного органом регулирования естественной монополии, — в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
· представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений — в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;
· непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля — в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;
· непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, — в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
· неисполнение в срок решения (предписания) соответствующего органа регулирования естественной монополии — в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда;
· непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений — в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.