Что касается процедур безопасности, регламентируемые выше названным договором, они должны включать процесс эмиссии, транспортировку смарт - карт, внесение в стоп лист утерянных или украденных карт. Если исполнение первых двух процедур, еще можно проконтролировать, то с третьей возникают определенные трудности. Внесение в стоп - лист стандартная процедура в платежных системах, но особенность смарт - карт состоит в том, что основная масса транзакций осуществляется в режиме off-line. А, следовательно, установить ответственность о не внесении в стоп - лист тем или иным эмитентом, представляет определенную сложность (хотя я не говорю о том, что это невозможно). Для того чтобы упростить взаимоотношения и избежать ненужных трений, как с клиентами, так и между эмитентами, встает необходимость в создании единых фондов на возможные потери по операциям с пластиковыми картами. Для исключения возможностей злоупотребления отдельными банками, этими фондами, а также по причине законодательных ограничений на страховую деятельность банков, рациональнее использовать независимые страховые компании. Страхование данного вида банковских операций, так же носит неопределенный характер в правовых отношениях, по причинам упомянутым выше.
Договор между банками - эмитентами, может явно и не существовать, а его основное назначение в виде установления процента комиссии за обслуживание карт другого эмитента, может устанавливаться определенным соглашением между банками участниками. Наличие и особенности данного договора определяются схемой управления.
Договор между банком - экваэром и торговой точкой, регулирует отношения возникающие при обслуживании торговой точкой пластиковых карт. Основной обязанностью торговой точки является безусловное принятие карт покупателей в качестве платежного средства, и обслуживание их в тех же ценах. Банк по этому договору обязуется компенсировать средства торговой точке в определенное время после инкассации торговой карты. В данном договоре предусматривается процент с проведенной транзакции выплачиваемый торговой точкой. В договоре так же необходимо предусмотреть принудительную инкассацию карты с целью записи на нее, стоп - листа, и ответственность за несвоевременную инкассацию, при проведении операций с картами внесенными в стоп лист.
Договор между банком и клиентом, использующим пластиковую карту в качестве платежного средства, должен предусматривать:
· условия выдачи карты, страховой взнос, тариф за обслуживание;
· обязательства клиента соблюдать правила пользования картой;
· обязательства банка гарантирующие сохранность средств клиента и своевременное проведение операций по карте клиента;
· ответственность за утерю карты, и проведения в результате этого не законных действий с данной картой.
Российское Гражданское законодательство не предусматривает норм направленных на защиту интересов клиентов использующих пластиковые карты, в случае хищения средств клиента. В связи с этим клиент, подписавший договор, не предусматривающий компенсации средств в случае хищения, остается полностью не защищенным. Одним из самых защищенным пользователем пластиковых карт можно считать гражданина США, где хищения свыше 50 $ полностью ложатся на эмитента. Разработка норм защищающих пользователей пластиковых карт, повысит доверие клиентов к достаточно новым услугам подобного рода в России.
Определенные особенности возникают при обслуживании банковских карт юридических лиц, так называемые корпоративные карты
. Основные проблемы заключаются в праве распоряжения счетом, и в соблюдении очередности платежа. Распоряжение счетом, право первой и второй подписи регламентируется Уставом предприятия. Но пользование картой далеко не всегда ограничивается сферой лиц имеющих право распоряжением счетом. Практика использования смарт - карт показывает, что сфера их применения лежит в основном в осуществлении небольших текущих платежей сотрудниками фирм. (чаще всего используются на заправках). Передовая сотруднику карту фирма полностью доверяет находящиеся на ней средства сотруднику. По сути дела она передает денежные средства подотчет. Передача подотчет должна сопровождаться подтверждением суммы подписью сотрудника, но это безналичные средства и, следовательно, сотрудник не уверен в точном наличии средств на карте. Поэтому организации для учета данного вида операций проще выдавать клиенту пустую смарт - карту, перед этим перечислив с р/с, на связанный счет карты денежные средства в лимите установленным руководством для сотрудника. При этом осуществляется проводка Д56 К51. Перевод на смарт - карту средств осуществляется сотрудником самостоятельно, с одновременной заменой ПИН кодов на списание и зачисление. На основании выписки со связанного счета по карте, предприятие осуществляет проводку на выдачу средств в подотчет сотруднику распоряжающимся картой Д71 К56. При использовании средств сотрудником бухгалтерия предприятия на основании выписки со счета карты проводит списание средств из подотчета на соответствующие счета.