Экспорт нефти играет важнейшую роль в развитии экономики России. Экспорт топлива способствует формированию единого энергетического пространства на европейском континенте. Проблема энергообеспечения приобрела глобальный характер, и эффективное ее решение невозможно без широкого международного сотрудничества, без усиления интеграционных процессов в Европе и мировом сообществе в целом. Общеевропейское сотрудничество в энергетике позволит радикально ускорить переход всей российской экономики к рынку.
До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 % всей мировой добычи и 61 % мирового экспорта нефти. Добыча России состовляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ.
Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Габон). Тем более существенной становиться роль России, иначе ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения очередного энергетического кризиса.
Итак, российская нефтяная промышленность имеет важнейшее значение для нашей страны и всего мира в целом.
Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия (четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[2], Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны» Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.[3]
Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия). Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно[4].
Своеобразие географического и геополитического положения обусловило исключительную важность для России транзита нефти и нефтепродуктов. Нынешняя неурегулированность вопросов транзита чревата нарушением стабильности поставок энергоресурсов на рынки сбыта, удорожанием и снижением их конкурентоспособности. А это реально угрожает подрывом основ экономической и энергетической безопасности России.