Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в соответствии с Временным положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временным положением о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
В частности, функции ведущей российской фондовой биржи, специализировавшейся на торговле государственными ценными бумагами, выполняла Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). На площадке ММВБ проводились аукционы (первичное размещение) и вторичные торги по ГКО и ОФЗ. Обращение ГКО — ОФЗ осуществлялось через межрегиональную систему торгов — организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ), который объединяет региональные торговые центры в ряде городов: Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде и др.
Биржевые сделки с ценными бумагами подразделяются на кассовые (расчет по ним осуществляется немедленно или в ближайшие дни) и срочные (исполнение сделок осуществляется в срок, устанавливаемый в будущем). Срочные сделки являются наиболее рисковыми. Это обстоятельство предопределяет особые требования к организаторам торговли (биржам), которым чредоставляется лицензия на этот вид деятельности, прежде всего в части страхования рисков, а точнее — управления рисками.
До июня 1998 г. организатором торговли на срочном рынке являлась Российская биржа (РБ), на которой еще в мае было заключено сделок более чем на 4,3 млрд долл[6]. 1 июня 1998 г. РБ остановила торги по всем контрактам в связи с тем, что ряд проигравших торговцев, подконтрольных руководству биржи, не смогли выполнить своих обязательств, так как торговали без реальных залогов, а лимиты на торговлю им открывались на основании устного распоряжения президента Биржи. Средств же общегарантийного и страхового фондов РБ не хватило для обеспечения обязательств. Новым организатором торговли на срочном рынке стала Московская фондовая биржа (МФБ), которая выделила собственные средства для частичного погашения долгов РБ.
Следует отметить, что подобные ситуации с крахом бирж происходили в России и ранее. Причины случившегося связаны с тем, что существующая законодательная база срочного рынка не обеспечивает возможности контроля за торговым процессом на бирже. Системы расчетов по сделкам с ценными бумагами, порядок страхования рисков позволяют менеджерам бирж пользоваться своим положением в корыстных целях. Использование же инсайдерской информации менеджерами бирж фактически остается ненаказуемым.
Наряду с биржевым рынком существует внебиржевой рынок ценных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги, не имеющие листинга на фондовых биржах (его часто называют вторым рынком); либо торговля ценными бумагами, имеющими листинг на биржах, осуществляется не членами бирж (третий рынок); либо сделки с ценными бумагами совершают через компьютерные сети, минуя посредников (четвертый рынок).
Требования к организационно-правовой форме организаторов внебиржевой торговли в России не установлены. Существуют требования к числу участников торговли (не менее 20 участников) в системе организатора внебиржевой торговли и к собственному капиталу.
Организатор внебиржевой торговли самостоятельно устанавливает правила торговли, порядок проведения торговых сессий, заключение и исполнение сделок и т. п.
Для осуществления процедур купли-продажи ценных бумаг во внебиржевой торговле используются Торговые системы, представляющие собой совокупность вычислительных, телекоммуникационных, программных средств, баз данных, обеспечивающих возможность работы с информацией для заключения и исполнения договоров.