Особенности современной ситуации в России, влияющие на развитие лизинговых операций банков.

Заключение

Учитывая позитивные особенности лизингового механизма, Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, активизирующих роль лизинга в экономике России.

Во исполнение этих постановлений, в том числе Постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", разработана "Федеральная программа развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 г.", которая призвана способствовать решению важнейших задач, стоящих перед экономикой страны: структурная перестройка, конверсия, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование внедрения научно-технических достижений.

Целью "Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 г." является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-законодательной базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организация фонда содействия развитию лизинга в Российской Федерации и другие мероприятия.

Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприниматель может начать дело, располагая лишь частью (примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования (имущества). Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходом которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. При этом лизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов.

Лизинг обладает высоким потенциалом экономического сотрудничества с зарубежными странами, в связи с чем международный лизинг получает все более широкое распространение.

Вместе с тем успешному развитию лизинга в России препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:

· нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний. Лизинг позволяет предпринимателю начать дело, располагая одной третью средств, для приобретения у лизинговой компании необходимого оборудования. Однако лизинговая компания должна приобретать оборудование у производителя за полную стоимость, для чего ей требуется кредит. Лизинговым компаниям банки дадут кредиты охотнее, чем множеству лизингополучателей, с этой точки зрения становление финансового лизинга содействует снижению риска кредитования";

· двойное обложение налогом на добавленную стоимость. Согласно существующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодателем оборудование. Его величина, равно как и выплата процентов за взятый лизингодателем для покупки оборудования кредит переносится на лизинговые платежи. В соответствии с применяемой практикой НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи. Это означает, что НДС на один и тот же продукт начисляется дважды;

· недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных лизингополучателей;

· отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка;

· отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговых услуг;

· отсутствие опытных кадров для лизинговых компаний.

С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2000 г. в общем объеме инвестиций до 20% со следующей разбивкой по годам:

1996 г. - 1%, 1997 г. - 5%, 1998 г. - 12%, 1999 г. - 19%, 2000 г. - 20%.

В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем объеме инвестиций составляет более 30 - 40%.

Отраслевая структура лизинга характеризуется различием распределений средств в объекты производственного и непроизводственного назначения примерно в два раза. Среди объектов производственного назначения наибольшая доля лизинга приходится на промышленное оборудование, а также на средства транспорта и связи. Это подтверждается и анализом тенденций развития лизинга в европейских странах. Наряду с этим предполагается, что в связи с выходом из кризиса доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс в период 1996-2000 гг. снизится, а в машиностроении и химико-лесном комплексе будет возрастать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Главное меню