В настоящее время в России действует более двух десятков лизинговых компаний. Первыми были зарегистрированы компании "Росагроснаб" (лизинг отечественной сельскохозяйственной техники) и "Аэролизинг" (лизинг самолетов). Много лизинговых компаний создано банками - "Интеррослизинг" (ОНЭКСИМ-банк), "Балтлиз" (петербургский Промстройбанк), "Лизинг-бизнес" (Мосбизнесбанк), "Инкомлизинг" (Инком-банк), "Межсбер-Юраско Лизинг" (Межэкономсбер-банк) и другие.
То, что лизинговые фирмы создаются в России либо при государственной поддержке (как в случае с "Росагроснабом"), либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга - производственное оборудование - дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник более или менее дешевых финансовых ресурсов. Иногда дуэт "банк - лизинговая компания" превращается в трио за счет присоединения к нему страховой фирмы. А специалисты из компании "Ивановская марка", дочерней фирмы ивановского завода "Автокран", советуют включать в "лизинговый холдинг" еще и какое-нибудь малое предприятие (для ускорения амортизации оборудования), и какое-нибудь предприятие, пользующееся налоговыми льготами (как говорится, для оптимизации финансовых потоков).
На российском лизинговом рынке присутствуют следующие группы лизингодателей:
· коммерческие лизинговые компании - дочерние компании крупных банков: РГ-Лизинг (Сбербанк), Промстрой- лизинг (Промстройбанк), Лизингбизнес (Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк);
· коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);
· полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;
· лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);
· иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий (IVECO, Scania, DAF).
Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов, схожие с западными, а значит, наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал.
Лизинговые компании, созданные государственными и муниципальными структурами, жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.