Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетный фонд – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует части доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства ( в одних фондах наблюдалась нехватка средств, а в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Количество и объем этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.
Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль.
В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетных фондов с собственными источниками доходов. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда. Так возникли в ряде государств экономические внебюджетные фонды.