Важно учитывать, что дополнительные доходы бюджета во многом обусловлены последствиями инфляционного скачка 1998 года при недоиндексации расходов на бюджетную сферу. Индекс потребительских цен за период после дефолта до 1 января 2001 года составил 272%. При этом заработная плата бюджетников была проиндексирована в 1,8 раза. Эта индексация лишь компенсировала рост цен с сентября 1995 года, когда в последний раз повышалась заработная плата, до июля 1998 года. Таким образом, инфляционный скачок после дефолта работникам бюджетной сферы не был компенсирован и их заработная плата в реальном выражении сократилась почти в три раза. Индекс роста пенсий составил около 200%, тем самым также не в полной мере был компенсирован скачок инфляции.
Указанные факты неизбежно приводят к выводу о том, что в числе приоритетов бюджетной политики должна присутствовать как минимум адекватная инфляции индексация расходов на бюджетную сферу. Эту индексацию необходимо было в первую очередь проводить в 2000 году при появлении дополнительных доходов. Ее необходимо было учесть в федеральном бюджете 2001 года в качестве одного из приоритетных направлений расходов. В этом случае отпала бы необходимость создавать специальный институт «дополнительных доходов», учитываемых в специальной текстовой статье федерального бюджета.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2002 год» названы 10 первоочередных задач бюджетной политики в области расходов:
1) установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
2) завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы;
3) внедрять современные методы оценки рациональности бюджетных расходов и индикаторы результативности затрат государственных средств;
4) продолжить оптимизацию сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны;
5) разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;
6) осуществлять государственные закупки на конкурсной основе;
7) жестко увязать осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов с тарифной политикой государства в этой сфере;
8) повышать оплату труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда;
9) определить механизм перехода к новой модели пенсионной системы, включающей накопительную составляющую;
10) при подготовке федеральных целевых программ уделить особое внимание реформе государственной службы, реформированию и развитию судебной системы.
К сожалению, задача повышения уровня оплаты труда в бюджетной сфере не была названа в качестве приоритетной, даже несмотря на то, что уровень оплаты труда по 18 (самому высокому) тарифному разряду Единой тарифной сетки на данный момент ниже прожиточного минимума. Однако, по информации из Правительства, в проекте федерального бюджета на 2002 год все же заложено увеличение ставки 1 разряда Единой тарифной сетки со 132 рублей до 450 рублей. В общей сложности на цели индексации оплаты труда в бюджетной сфере предполагается израсходовать около 65 млрд. рублей из федерального бюджета.
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.