Мо – наличные деньги (абсолютно ликвидные)
М1=1о+ средства предприятий на расчетных счетах, вклады в коммерческих банках , депозиты населения до востребования в сберкассах, средства страховых компаний.
М2=М1+срочные вклады населения в сбербанках
М3=М2+облигации государственных займов депозитных сертификатов.
Объем денежной массы находящихся в зависимости от количества денег в обращении и скорости их оборота, количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег Рост эмиссии обусловлен потребностями товара оборота и государством. Скорость обращения денег является показателем интенсивности движения денег при функционировании их в качестве средства платежа и обращения. Для расчета этого показателя используется косвенные методы. В России насчитывается 2 показателя скорости в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег. Скорость возврата денег в кассы ЦБ России.
Сумма поступления денег в кассы банка/ среднегодовая масса денег в обращении.
Скорость обращения денег в налично-денежном обороте.
Сумма поступлений и выдачи наличных денег ( в том числе денег в обращении)/ среднегодовая масса денег в обращении.
Изменение скорости обращения денег зависит от цикличности развития экономики, темпов экономического роста, движения цен, структуры платежеспособности оборота, развитие кредитных операций, системы взаимных расчетов, уровня % ставок кредит, применения электронных средств денежного расчетов, уровень покупательной способности денег.
11. Сущность и функции бюджета, его роль в финансовой системе
Финансовые отношения складывающиеся у государства с различными организациями – называются бюджетными. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общегосударственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, методов управления социальных задач.
Государственным бюджетом называет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, это основной финансовый план государства на текущий год имеющий силу закона.
Функции бюджета:
· распределение ВВП и национального дохода между отраслями и территориями
· доход за доходами и расходами бюджета (позволяет проанализировать своевременность и полноту поступлений финансовых средств в распоряжение государства, сложившиеся пропорции в распределении бюджетных средств, эффективность их использования)
Функции бюджета реализуются через бюджетные механизмы т. е. через методы и способы формирования доходов и расходов.
Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависят от масштабность структурных сдвигов в экономике страны.
Государственный бюджет строится по балансовому методу (дефицит и профицит).
12. Бюджетная система России, понятие, уровни и принципы функционирования
Бюджетная система России – это основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права, совокупность федеральных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетным устройством называется взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацией и принципами ее построения.
Состоит из 3 уровней:
1. федеральный бюджет РФ (1)
2. бюджет субъектов РФ (89)
3. местные бюджеты (>528000)
В каждый уровень входят бюджеты государства, внебюджетных фондов различных уровней.
Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, муниципальный образований – составляют консервированный бюджет РФ.
Бюджетное устройство основывается на принципах:
1. единство бюджетной системы – обеспечивается единой правовой базой, бюджетной классификацией, формами бюджетных договоров.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
3. самостоятельность бюджетов – обеспечивает наличие собственных источников дохода и правом определять их использование.