Общая сумма доходов консолидированного бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога, на 2002 год прогнозируется в сумме 3176,0 млрд. рублей, что составляет 29.96% к ВВП. Расчеты прогноза доходов консолидированною бюджета произведены без учета потерь от предоставления субъектами Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными им правами дополнительных налоговых льгот, сверх перечня, предусмотренного федеральным налоговым законодательством.
Доходы федерального бюджета, включая доходы целевых бюджетных фондов и поступления единого социального налога в части, предназначенной для перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, в 2002 году оцениваются в сумме 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к ВВП, из которых налоговые доходы составят 1626,3 млрд. рублей, или 15,34% к ВВП. Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня налоговых доходов федерального бюджета в 2002 году против ожидаемой оценки в текущем году на 0,3 процентных пункта предусматривается за счет следующих основных факторов8:
Сумма (млрд. руб.) |
в%%кВВП | |
1. Изменения в законодательство по НДС, вводимые с 1 января 2002 года (отмена льгот) |
8,8 |
0,09 |
2. Переход на уплату НДС по стране назначения (досчет до года) |
-2,1 |
-0,02 | |
:[3. Снижение экспортных пошлин на нефть, •нефтепродукты и газ с учетом прогнозируемого [снижения цен |
-23,3 |
-0,24 |
[4. Поэтапное снижение экспортных пошлин на все [товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) |
-9,2 |
-0,09 |
[5. Уменьшение поступления акцизов в связи со [снижением экспортных цен на газ природный |
-18,0 |
-0,17 |
[6. Применение ставок акцизов на бензин [автомобильный и дизельное топливо в течение всего [года |
+15,9 |
+0,15 |
[7. Снижение относительного уровня налоговых [доходов от внешнеэкономической деятельности за счет [отставания темпов роста курса рубля по отношению к [доллару по сравнению с темпами роста ВВП |
-57,2 |
-0,54 |
;8. Внесение изменений в налоговое законодательство -[всего |
+53,6 |
+0,51 |
:в том числе: [- по налогу на прибыль предприятий |
-57,4 |
-0,54 |
[- отмена платы за пользование недрами, отчислений [на воспроизводство минерально-сырьевой базы и [акциза на нефть |
-60,0 |
-0,57 |
[- введение налога на добычу полезных ископаемых |
+169,3 +9,1 |
+ 1,60 +0,09 |
:[- отмена льготы по акцизу на сухой отбензиненный |
8 Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2002 г. Москва 28 октября 2001 г. №2121п-П13.
газ | ||
-снижение ставки экспортной пошлины на газ в связи с отменой льготы по акцизу на сухой отбензиненый газ |
-2,1 |
-0,02 |
- изменение нормативов зачисления в федеральный бюджетналога на доходы физ. лиц, платежей за использование водными ресурсами и лесным фондом |
-5,3 |
-0,05 |
Как видно из приведенной выше таблицы, значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета ( в %% к ВВП) прогнозируется в связи с принятием и введением с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей изменение налогообложения прибыли и снижение федеральной части ставки этого налога с 11 до 7,5 процентов.