При формировании организационных структур управления необходимо тщательно продумать соотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание не исключает, однако, использования принципа прямой подчиненности. В организационной структуре управления каждый исполнитель должен иметь только одного непосредственного руководителя. Когда практикуют двойное подчинение или вышестоящий руководитель передав свои решения работникам, минуя их непосредственного начальника, то тем самым подрывается уважение к последнему, создается обстановка необязательности и возникает стремление уйти ответственности.
4. Теория образования региональных комплексовСегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил и проблеме экономического районирования. Обосновывается позиция, что правильное разделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации), усилит процесс специализации в ее экономике. Возлагаются также надежды на то, что общее экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.Н.Н. Колосовский разработал концепцию экономического районирования, основные положения которой сводятся к следующему.Вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в совокупности законченную систему региональных сочетаний производительных сил.Для каждого экономического района устанавливаются три категории производств:
- районного значения (продукция потребляется внутри экономического района);
- межрайонного значения (для группы экономических районов);
- общесоюзного значения, а также наивыгоднейшие зоны сбыта.Развитие каждого района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному и культурному развитию всех национальностей страны.
18. Современные проблемы развития организационных структур управления В связи с перераспределением функций между центром и субъектами Федерации в органах управления последних неизбежны глубокие структурные преобразования, создание новых управленческих органов, учитывающих особенности восприятия региональных организационных отношений. Они укладываются в следующие функциональные направления:
- поддержание производства на еще жизнеспособных действующих предприятиях,
- обеспечение регулируемого свертывания экономически бесперспективных производств
- организация работы по санации предприятий, исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной деятельности региона;
- организация рациональных хозяйственных связей предприятий региона в интересах последнего путем возможной интеграции усилий предприятий различных территориальных образований
- обеспечение устойчивости функционирования основных систем жизнеобеспечения;
- недопущение технологических и экологических катастроф,
- изменение рыночной структуры путем поддержки предпринимательства,
- поиск потенциальных инвесторов, организация получения и эффективного использования иностранных кредитов
- формирование региональной системы институциональных инвесторов, внебюджетных источников, способных собрать накопления и эффективно обращать их в инвестиции;
- активное продвижение на зарубежные рынки товаров местных экспортеров
- создание налоговой системы, учитывающей ее трехуровневую организацию.
При возрастающем значении региональных организационных форм и функций управления в субъектах Федерации и их региональных центрах необходимо обновлять структуру органов управления в соответствии с происходящими изменениями. Это касается всей системы органов управления, занимающейся региональной политикой. Очевидно, что аппарат Президента РФ является центром этой работы. В то же время необходимо иметь специальный исполнительный аппарат в Правительстве РФ, который может и должен систематически осуществлять региональную политику. Таким органом в настоящее время является Министерство по делам национальностей и федеративных отношений. Его эффективность может быть повышена, если главной целью деятельности министерства будет стратегическая работа по налаживанию федеративных основ взаимодействия Федерации, ее субъектов и местного самоуправления (как по вертикали, так и по горизонтали).
В России для обеспечения действенности принципов управления по вертикали и горизонтали нужна система органов представительной и исполнительной властей: от президентской до муниципальной, при которой верховенство федерального законодательства должно найти отражение в уставах и положениях о республиканских, краевых и областных структурах власти, а также в законодательных актах органов самоуправления (муниципалитетов) на местах. При этом нужно руководствоваться комплексным подходом к решению всех экономических проблем на различных уровнях управления.