Высокие темпы инфляции 1992 – 1993 гг. практически полностью обесценили оборотные фонды предприятий и лишили их собственных оборотных средств. Это проявилось в высоком уровне дебиторской задолженности, хроническом недостатке производственных запасов и нарастающем дефиците высоко ликвидных средств.
№ 205. Причины роста инфляции в переходной экономике России.
1
.Основная причина роста инфляции заключается в несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране и реальному экономическому состоянию общества.
2
. Резкий рост импорта товаров народного потребления с 1992г. означал усиление зависимости от заграницы, начало долларизации хозяйственных отношений в стране, предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего и внутреннего долга.
3
. Неверное представлении о природе инфляции в России и соответственно неправильный выбор средств борьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег (монетаризм).
№ 206. Жесткая монетарная политика правительства Е.Т.Гайдара и ее последствия для экономики.
Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы.
В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).
Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.
Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.
Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.
№ 207. Проблема внутреннего и внешнего долга в современной российской экономике.
Внешний долг России обычно делится на обязательства, взятые российским правительством, и обязательства, унаследованные от СССР. До августа 1998 г. Россия выплачивала оба внешних долга, но августовская девальвация снизила возможности государства обслуживать внешние долги. Было принято решение прервать выплаты основной части долга и процентные платежи по советским обязательствам, но выплачивать по долгам, взятым РФ как суверенным государством.
На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане. В условиях фактического банкротства государства в 1991 г. Российская Федерация была вынуждена обратиться к международным финансово-кредитным организациям (МВФ, Мировой банк и т.д.) за финансовой помощью для проведения реформ по переводу экономики на рыночные принципы хозяйствования. В 1996 г. после длительных переговоров, продолжавшихся фактически с 1992г., было подписано рамочное соглашение со странами-участницами Парижского клуба кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере около 40 млрд долл. Соглашение предусматривало предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение которого осуществляется только выплата процентов. Погашение же основной суммы долга началось в 2002 г. и завершится через 20 лет.