Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.[1]
С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.[2]
Существует две формы планирования деятельности фирмы:
q планирование деятельности фирмы на рынке;
q внутрифирменное планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельности предприятия позволяет:
q осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
q побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
q определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
q подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
q четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности.
Бизнес–план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.[3]
Цель разработки бизнес–плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес – плана является:
q сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
q определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
q выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
q оценить производственные и непроизводственные издержки;
q определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;
q оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:[4]
q является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
q может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
q является инструментом добывания финансовых ресурсов;
q представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.