Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования.
При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы.
К таким стратегиям относятся:
· Стратегия концентрированного (ограниченного) роста.
Относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли (стратегия развития продукта, усиления позиции на рынке, развития рынка).
· Стратегия интегрированного роста.
Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом.
Виды:
- стратегия обратной вертикальной интеграции (направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками)
- стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретение, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции)
· Стратегии диверсифицированного роста.
Реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.
· Стратегия сокращения.
Оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.
Виды стратегий:
- стратегия ликвидации;
- быстрого успеха;
- сокращения расходов.
Хочу отметить то, что предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.
Сочетание различных вариантов стратегий
обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.
Применение стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов.
В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций.
Так же на основе стратегического плана разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.
В завершении определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя их того, чего организации удалось добиться при реализации планов, и чего – нет.