В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможность самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей прибыль, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Поэтому одна их важнейших составных частей финансового анализа – это анализ формирования прибыли.
Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.
Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная предприятием за определенный период состоит из:
1) прибыли (убытка) от реализации продукции, услуг, выполненных работ;
2) прибыли (убытка) от прочей реализации;
3) прибыли (убытка) от внереализационных операций.
Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается в виде разницы между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ, включаемых в себестоимость.
Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности, принадлежащие предприятию, и их первоначальной или остаточной стоимостью.
Прибыль (убыток) от реализации операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям, т.е. доходам и расходам, не связанным с производством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.
В состав доходов от внереализационных операций входят: доходы от финансовых вложений предприятий (в ценные бумаги, предоставленные займы, долевое участие в уставном капитале других предприятий и др.); доходы от сдаваемого в аренду имущества; сальдо полученных и уплаченных штрафов, неустоек; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток; прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году; суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в прошлом году; проценты, полученные по денежным счетам предприятия в кредитных учреждениях и др.
В состав внереализационных расходов входят: недостачи и убытки от потерь материальных ценностей и денежных средств, выявленных в результате ревизий и инвентаризаций: отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, списание безнадежной дебиторской задолженности; не компенсируемые потери от стихийных бедствий; затраты по аннулируемым заказам; судебные издержки; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и др.
Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется между государством и предприятием. После внесения в федеральный, региональные и местные бюджеты налога на прибыль в распоряжении предприятий остается чистая прибыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный.
Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период (таблица 8) При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный период, рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.
Таблица 8
Динамика показателей прибыли, тыс. руб.
Показатели |
Код строки отчета о финансовых результатах |
Абсолютные величины |
Удельные веса, % |
Изменения | |||
За 2001 г. |
За 2002 г. |
За 2001 г. |
За 2002 г. |
В абсолютных величинах |
В удельных весах | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
010 |
3962 |
4814,4 |
100 |
100 |
852,4 |
0 |
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
3230 |
3876 |
81,52 |
80,5 |
646 |
-1,02 |
3. Коммерческие расходы |
030 |
657,45 |
789 |
16,59 |
16,38 |
131,5 |
-0,21 |
4. Прибыль (убыток) от реализации |
050 |
74,5 |
149,4 |
1,88 |
3,1 |
74,9 |
1,22 |
5. Прибыль (убыток) отчетного периода |
140 |
37,8 |
105,36 |
0,95 |
2,19 |
67,56 |
1,24 |