В постиндустриальной экономике все большую долю занимают услуги. В нашей стране — более 50% ВВП. Но в экспорте их доля невелика. В 2002 г. при 106,6 млрд. долл. товарного экспорта услуг было экспортировано на 13 млрд. долл., т.е. 10,9% к общему итогу. Из них 42,1% — транспортные услуги, 32,1% — поездки, т.е. услуги туристических фирм и т.д. Остальное — по мелочи, строительные услуги, связь, страхование и т.п. Большей частью эти услуги — обязательное платное приложение к внешнеэкономическим операциям, малопривлекательный бизнес. На рынках услуг россияне работать не умеют, не случайно российский сервис называют ненавязчивым. Даже многое из того, что было, например морские перевозки российских же экспортных грузов, потеряно в 1990-е гг.
Страна |
Экспорт услуг(%) |
США |
36% |
Великобритания |
37,6%, |
Франция |
27,5%, |
Нидерланды |
48,7% |
Россия |
12,2% |
Табл. 2 Экспорт услуг
Как видно из таблицы 3, в США экспорт услуг составлял 36% экспорта товаров, в Великобритании — 37,6%, во Франции — 27,5%, а в России — 12,2%. В Нидерландах экспорт услуг по объему в 4 раза больше российского. Для развитых стран характерны крупные объемы экспорта услуг, в США и Великобритании в его структуре велика доля финансовых, страховых, информационных. Ими пользуются в России, в силу чего в стране импорт услуг вдвое больше экспорта. Таким образом, внешняя конкурентоспособность России поддерживается в основном нефтью, газом и металлами. Большинство готовых изделий, кроме оружия, неконкурентоспособны на мировых рынках. С имеющейся продукцией Россия отчасти удерживает позиции на рынках СНГ. Экспорт услуг не соответствует масштабам экономики.