Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 г. внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо 37,2 млрд. долл., счет текущих операций — плюс 32,8 млрд. долл. В 2003 г. ситуация еще лучше— по предварительным данным — 3,9 млрд. долл. (9% ВВП). Но из всей номенклатуры российского экспорта, как известно, конкурентоспособно на внешних рынках небольшое число товаров — энергоносители, сырье, металлы и другие продукты первичной переработки.
Официальные данные о российском экспорте приведены таковы: 73,8% всего экспорта в 2002 г. пришлось на две группы — минеральные продукты и металлы. В 2003 г. в связи с высокими ценами на эти товары их доля оказалась еще больше. Традиционные рынки СНГ, фактически приравниваемые к внутреннему рынку, поглощают около 15% экспорта. Доля готовых изделий здесь выше — 28,5% экспорта на эти рынки составляют машины и оборудование, около 40% — текстиль, одежда, обувь.
Можно выделить следующие основные статьи российского экспорта, оборот которых составил более 1 млрд. долл., (кроме нефти и газа):
Ø Рыба и морепродукты
Ø Хлебные злаки
Ø Каменный уголь
Ø Продукты химической промышленности
Ø Лесоматериалы
Что касается последнего пункта, то этот рынок очень устойчивый и имеет тенденцию роста – продукты лесопереработки (обработанные лесоматериалы, фанера клееная, целлюлоз, газетная бумага) вместе давали экспорта более 1 млрд. долл. и выросли на 21%. В табл. 1 представлены средние цены по этим группам товаров в 2002 г.( долл. США за 1000 м3 на рынках вне СНГ):
Наименование продукции |
долл. США за 1000 м3 |
лесоматериалы необработанные |
45 |
лесоматериалы обработанные |
176,6 |
фанера клееная |
243,8 |
целлюлоза древесная |
293,4 |
бумага газетная (за 1 тыс. т) |
332,4 |
Табл. 1 Средние цены на продукцию рынка лесоматериалов в 2002 г.
Далее целесообразно рассмотреть рынки черной и цветной металлургии.
На рынке черных металлов ситуация схожа с химической промышленностью. В экспорте преобладают полуфабрикаты из углеродистой стали (около 2 млрд. долл.) и листовой прокат (2,8 млрд. долл.). Советские заводы (Магнитка, Череповец, Липецк, Кузбасс) строились в расчете на металлоемкий внутренний рынок (строительство, машиностроение, оборонка), на котором спрос резко сократился и вряд ли восстановится до прежних размеров. Рудная база уступает, например, бразильской или австралийской по содержанию металла — всего 15—30% (Коммерсантъ. 2003. 7 октября). На мировом рынке они держатся за счет благоприятной конъюнктуры, но по уровню рентабельности уступают наиболее перспективным производителям, в том числе за счет транспортного фактора и технологического отставания. Долгосрочные перспективы удержания позиций в мировой торговле достаточно сомнительны, во всяком случае потребуются немалые усилия и вложения.