Большое значение
приобретает дальнейшая валютная политика, включая проблему выплаты долгов России. Практически ЦБ России продолжает удерживать завышенный курс доллара. Однако необходимость укрепления курса рубля все больше ставится на повестку дня. Надо понимать, что за резким укреплением рубля последует приостановление экономического роста, падение обрабатывающей и укрепление экспортно-сырьевой промышленностей, постоянная поддержка курса со стороны ЦБ.
Так же определенной проблемой станет проблема обеспечения модернизации необходимыми кадровыми ресурсами. Первые проблемы с кадрами возникнут в ряде областей и республик уже в 2005 году. Демографическая ситуация в стране и депопуляция населения ставят под вопрос возможность реализации многих глобальных проектов. Без миграции в целях увеличения численности населения Россия не обойдется, поэтому новый закон о гражданстве только затруднит необходимые и управляемые миграционные потоки. Практические расчеты показывают, что в такой стране как Россия население должно составлять около 500 млн. человек. Если движение в сторону увеличения населения не произойдет, то страна будет просто не в состоянии обустроить и удержать свою территорию.
Структура и система образования в России также нуждается в реформировании. Резкое увеличение количества людей, получающих высшее образование, избыточность которых для экономики России совершенно понятна, превращает Россию в источник бесплатной поставки высококвалифицированной рабочей силы для развитых стран. По ряду специальностей миграция выпускников отдельных ВУЗов составляет до 80% . В тоже время уровень образования, особенно в области модных специальностей провинциальных ВУЗов, не выдерживает никакой критики. Одновременно начинает ощущаться нехватка подготовленной рабочей силы в ряде областей. Решение данной проблемы не может откладываться бесконечно, понимая, что это тоже расплата за глобализацию.
Особое значение приобретает реформирование государственных структур и государственной службы. Парадоксально, но факт, что эта наиболее важная для России реформа разрабатывается практически в узком кругу, без участия корпоративных общественных организаций. Пока же вместо реформирования наблюдаются отдельные попытки спасти действующую систему государственных структур, многие из которых полностью разложились и не могут осуществлять государственные функции.
Сегодня не существует готовой модели модернизации. Более, того, экономическая, как и политическая ситуации в разных государствах, даже в пространстве бывшего Советского Союза, настолько различаются (Литва и Туркменистан, например), что трудно представить саму возможность существования такой единой универсальной модели модернизации экономики и общества.