Выручка от реализации продукции, ее состав, структура, факторы формирования и методика расчета. Способы учета выручки от реализации в целях налогообложения.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный с предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Своевременное поступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается

реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновлен следующего кругооборота.

От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его обороти средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, за­пасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, фи­нансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от реа­лизации продукции, несмотря на внешние признаки (денеж­ная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступ­ления, источник различных платежей предприятия), не явля­ется доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

Направления распределения выручки показаны на схеме (рис. 1).

Выручка от реализации продукции

(работ, услуг)

Прибыль

Заработная плата

и отчисления

Возмещение материальных расходов, износа основных производственных фондов

Рис. 1. Распределение и использование выручки от реализации продукции (работ, услуг).

На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:

-в сфере производства — объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;

-в сфере обращения — ритмичность отгрузки, своевременное

оформление транспортных и расчетных докумен­тов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;

-не зависящие от деятельности предприятия — нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.

В зависимости от целей планирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, так же как и расходов на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических усло­вий хозяйствования. Квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли, оператив­ное — в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия.

Общая сумма выручки от реализации продукции на пред­стоящий период (год, квартал) включает: выручку от реали­зации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания ус­луг промышленного и непромышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции — без экспортных тарифов).

Перейти на страницу: 1 2

Главное меню