59. Анализ динамики рынка.
В основе анализа динамики рынка данного продукта лежит известная модель жизненного цикла товара (услуг).
Жизненный цикл товара включает 4 фазы:
1. Внедрение на рынок: сильное сопротивление рынка, отсутствие спроса со стороны покупателей, слабый рост сбыта ведет к удорожанию товара, так как издержки производства в связи с малым объемом выпуска и маркетинговые расходы, направленные на информирование рынка и стимулирование рынка, очень высоки.
Главная цель – создание рынка для новой продукции (услуги).
2. Рост: спрос на продукцию растет, покупателей становится больше; появляется все больше фирм-конкурентов, действующих в качестве «подражателей»; технология получает широкое распространение на рынке; целевой группой является сегмент людей с ранним восприятием новинки; издержки на единицу продукции снижаются в связи с ростом объема выпуска и эффектом опыта, который уже начинает проявляется; цены имеют тенденцию к снижению, что позволяет постепенно охватить весь потенциальный рынок; конкурентный климат остается мирным.
Цели - расширять и развивать рынок в условиях возрастающего спроса; максимизировать уровень охвата рынка; создать и поддержать приверженность марке.
3. Зрелость: спрос стабилизируется, рост сбыта снижается и постепенно прекращается, отдельные группы покупателей перемещаются к субститационным (заменителям) товарам, выделяются наиболее мощные конкуренты, достигается наибольшая рентабельность (чем больше удерживаемая доля рынка, тем она выше).
Причины стабилизации спроса: уровень охвата и проникновения на рынок настолько высоки, что их дальнейший рост маловероятен; отсутствие возможностей для дальнейшего расширения сбытовой сети; в связи с тем, что технология стабилизировалась возможны лишь незначительные модификации товара.
Основная стратегическая цель – сохранение и по возможности расширение своей доли на рынке.
4. Спад: появляются новые, более совершенные товары, которые вытесняют существующие товары с той же функцией; товары выходят из моды, т.к. предпочтения, вкусы, навыки потребителя со временем меняются.
Основная стратегическая цель – постепенное снятие с производства данной продукции и переориентация покупателей на новый продукт фирмы. На этой фазе целесообразно использовать следующие стратегии: снижение издержек на рекламу и упаковку, предоставление больших скидок оптовикам, снижение производственных мздержек.
Цель модели жизненного цикла – правил определить стратегию бизнеса для каждого этапа существования товара на рынке.
60. Рынок новшеств.
На рынке новшеств основным товаром является научно-техническая продукция, на которую распространяется авторские права, защищаемые Российским и международным законодательством.
Научно-техническая продукция появляется в результате работы исследовательских организаций и отдельных ученых.
Рынок новшеств формируют научные организации, учебные заведения, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные физические лица, занимающиеся изобретательской деятельностью.
Продажа научно-технической продукции происходит путём т.н. передачи технологии.