Нетарифное регулирование предусматривает использование специальных разрешений на ввоз и вывоз товаров. В соотв. с м/д классификациями можно выделить 7 осн. групп, отн. к нетарифным методам:
1. паратарифные методы; 2. меры контроля цен; 3. фин. меры; 4. методы количественного контроля; 5. автоматическое лицензирование; 6. монополистические меры; 7. технические барьеры.
Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностр. товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутр. налоги, спец. целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Налог на добавленную стоимость (НДС), представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях пр-ва, и опр. как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки пр-ва и обращения. Это косвенный налог, поскольку он выступает ценоформирующим налогом, и его оплачивает конечный потребитель
Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачиваются покупателем. Акцизы, как и НДС, введены в действие с 01.01.92 г. при одновременной отмене налогов с оборота и продаж. Они предназначены для регулирования спроса и предложения отдельных товаров, а также для пополнения доходов бюджета. Субъектами (плательщиками) акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, явл. предприятия и другие лица, определяемые в соотв. с таможенным законодательством РФ.
Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностр. гос-в отечеств. фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).
Финансовые меры связаны, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторг. обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.
Контингентирование экспорта и импорта — это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на опр. срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Контингентирование осущ. установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран; глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза опр. товаров в стране требуется получение соотв. док-та - лицензии. Лицензирование применяется на опр. периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до 1 года получают специализированные внешнеэкон. организации в соотв. с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.
Монополистические меры. В различные периоды времени отдельные гос-ва устанавливают свою монополию на торговлю опр. товарами вообще (вкл. и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя гос-во определяет государственную компанию.
Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке гос. организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соотв. импортируемой продукции требованиям международных и нац. стандартов, отраслевых норм и техн. предписаний. Одним из видов техн. барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну.
Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при гос. закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.