Субъект ВЭД – это предприятия, государство. Предприятия могут классифицироваться по:
- виду хоз. деятельности и характеру совершаемых операций (торговые, финансовые, производственные).
- по правовому положению (организационно-правовые формы в соответствии с законодательством страны).
- по характеру собственности ( частные, государственные, корпоративные, кооперативные).
- по принадлежности капитала и контролю (национальные, смешанные, совместные).
Формы выхода на внешние рынки – непосредственно напрямую, через посредников – ТПП, ассоциации делового сотрудничества, совместные предприятия.
Поскольку ВЭД – категория уровня хозяйствующего субъекта, то её главными субъектами являются фирмы, предприятия и организации.
Фирма
– это образовавшийся в процессе разделения труда хозяйствующая единица, зарегистрированная в соответствующей организационно-правовой форме.
Классификация по ряду критериев:
1. По виду хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и характеру операций:
· Промышленность, с/х, агропромышленный комплект, транспорт, страхование
· Транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, туристические услуги.
· Лизинговые, рекламные
2. По организационно-правовой форме:
a) Коммерческие организации:
· Хозяйствующие товарищества и общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)
· Производственные кооперативы
· Государственные, муниципальные, унитарные предприятия, предприятия на праве полного хозяйственного ведения
б) некоммерческие организации:
· Потребительские кооперативы
· Общественные организации
· Объединения (союзы, ассоциации)
3. По характеру собственности:
· Частные
· Государственные
· Государственно-частные
· Кооперативные
4. По принадлежности капитала и контролю:
· Национальные
· Иностранные
· Смешанные
5. По сфере деятельности:
· Национальная
· Международная
Способы выхода предприятий на внешний рынок
2 способа: 1.Прямой- экспортер или импортер сам занимается поиском иностранного контрагента. Используется продажа и закупка промышленного сырья на долгосрочной основе. – при экспорте и импорте дорогого оборудования – при проведении закупок гос. учреждениями, предприятиями и фирмами. + - более тесные связи с зарубежными партнерами – лучше изучить условия зарубежного рынка - быстрее приспособить свои потребительские программы к потребностям зарубежного рынка. 2. Косвенный- предполагает экспорт/импорт товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения договора с торговым посредником. Используется: на слабоизученных отдаленных рынках и рынках малой емкости.- при продвижении нового товара - при ввозе в страну крупных товаров, товаров, монополизированных крупными торговыми фирмами. + - собственная сеть сбыта и тех.обслуживание у торг. посредника. –хорошее знание особенностей местного рынка
- возможность проведения торговым посредником рекламных мероприятий.
- наличие устойчивых деловых связей.