Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются осн. факторами: Разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени; Желанием широких масс населения в странах-членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков; Технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экон., сколько полит. и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Решение о создании СНГ было принято президентами РФ, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экон., поли. и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, гос. институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ – открытая организация для присоединения других стран.
С 1992-98 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных обл. сотрудничества. Большая часть из них осталась «на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна. Главное же препятствие для успешной интеграции закл. в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке полит. воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых гос-в расчеты на получение выгод при дистанционировании от России и интеграции в рамках СНГ. 1994 г. вступило в силу соглашение о создании зон свободной торговли. Сейчас участниками ЗСТ являются 12 стран. Соглашение направлено на постепенную отмену пошлин, тарифов, сборов, упрощение таможенных формальностей и т.д. В этом же году подписано соглашение о сотрудничестве в таможенных делах (совершенствование пассажирского и грузового сообщения, пресечение нарушителей, борьба с наркотиками). 96 г. создание союза «четырех» куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. 97 г. союз России и Белоруссии. 94 г Центральноазиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан его цель координация политики в обл. экономики и обороны). В 95 г. подписано соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном, Белоруссией в 96 присоединилась Киргизия. Цели отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, единый торговый режим, образование единого таможенного гос-ва, перенесение контроля на внешние границы.
97 г. договор о союзе Белоруссии и России. Плюсы для Белоруссии: расширение рынка сбыта товаров, доступ к российским энергоносителям, приток российских инвестиций, договор предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос более чем на 30%, а в 1998 г. – примерно на 20%.
Плюсы
для России: снятие ограничений во взаимной торговле, улучшение финансово-экономического положения предприятий РФ; сбыт топливно-энергетического комплекса и формирование в этой отрасли ТНК; укрепление российской безопасности России; проникновение российского капитала; удобное географическое положение Белоруссии (сухопутные транспортные пути).
Минусы
для России: не пополнение госбюджета из-за отмены пошлин; убытки от взаимопоставок товаров по внутренним ценам производителя; потери от незаконного ввоза алкоголя, табака, и т.д.; задолженность Белоруссии перед Россией.
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках Содружества, почти все страны СНГ вынуждены были девальвировать свои валюты.