Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) с 01.01.94 года, в НАФТА, входят США, Канады, Мексика. На них приходится 20% всего объема мировой торговли. Осн. положения соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию амер. и канад. компаний в банковском и страховом деле в Мексике; создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окр. среды. В течение 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около 2/3 наименований продукции. Наибольшую выгоду от закл. соглашения получат потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказажутся и амер. промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах амер. экономики, как пр-во электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. Мексика с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экон. развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. Менее всех выгод от НАФТА поначалу получит Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно - с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА, Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году.
Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР в 1991 г. заключили торговый пакт МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. В 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы к началу 21 века будут отменены. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экон. сотрудничества с другими регион. торг. группировками. Возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на полит. стабильность в регионе.
В 1989 г. в северной Африки был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию экон. сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Сев. Африки представляет собой пять замкнутых в нац. границах, обособленных друг от друга рынков. Практика интеграционных процессов в Африке, направлений углубленного сотрудничества, показывают, что, эти задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экон. сотрудничество бедных и отставших стран, не ведет к выходу из "порочного круга бедности".
С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Оман ("нефтяная шестерка"). Реальные интеграционные процессы весьма слабы Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости соц.-экон. отн., примитивности и структурной недифференцированности нац. хозяйств, неразвитости рыночной и фин.й инфраструктур обрекали эти формирования на полную неудачу.
30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в этой группировки связан с экон. ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими истор. традиции взаимными торговыми связями.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - межправительственная организация, объединяющая 21 гос-во региона. АТЭС создана в 1989 г. с целью развития экон. сотрудничества в бассейне Тихого Океана (с 98 г. входит и Россия). Особенностей интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР:
1 интеграционные процессы в организации АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. 2 процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экон. развития, разными культурами и соц-полит. системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней есть две великие экон. державы 20 века - США и Япония, а также экон. гигант 21 века – Китай; 3 интеграция в масштабах АТР вкл. субрегиональные экон. союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли; 4 идеология тихоокеанского "открытого регионализма", рассматривает региональную интеграцию как элемент экон. глобализма. При этом эволюция МЭ предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экон. союзов. Концепция "открытого регионализма" предполагает, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экон. связи.