В развитии ЕС были и трудности межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.
Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. Межгосударственные органы:
Совет Министров ЕЭС - законодательный орган (решения по реализации единой политики ЕС), Европейский совет – директивный орган (входят главы государств и правительств стран-участниц), Комиссия европейских сообществ (КЕС) - исполнительный орган (предоставляет проекты законов, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д.), Европейский парламент представительный, консультативный орган (взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет) Европейский суд – высший судебный орган. Существуют еще и другие властные структуры: Европейский фонд регионального развития (предоставляет финансы, помощь при природных бедствиях); Европейский инвестиционный банк (выравнивает уровни экономического развития стран-участниц); разного рода комитеты и комиссии.
В целом интеграция в рамках ЕС оказывает позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего МХ. Так если в 1958 г. для внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта стран в него входящих, а импорта-35%, то в 1992 г. достигли соответственно 59% и 62%.