Международная торговля услугами
– специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Услуга
– изменение состояний институциональной единицы при ее взаимодействии с другой институциональной единицей на основе взаимовыгодности и взаимосогласия. (институциональная единица – часть из какой-либо совокупности) или Услуга
– разнообразный вид деятельности, не имеющий материального носителя в явном виде.
Разница между товарами и услугами
Товар |
Услуга |
1. Осязаемый |
1. Не осязаемая |
2. Храним |
2. Не хранима |
3. Возможен разрыв во времени между производством и потреблением; не нужен непосредственный контакт |
3. Процесс производства и потребления совпадают; необходим непосредственный контакт |
4. Количественно измерим и подконтролен при перемещении |
4.При перемещении не подконтрольна; трудноконтролируема, следовательно слабо регулируема |
Услуги подразделяются на:
1.
Неторгуемые услуги (производство и потребление возможно только на территории данной страны, напр., уличное освещение, коммунальные платежи).
2. Торгуемые услуги (поставка возможна за границу):транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные);связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.
3. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, зарплата нерезидентов).
4. Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).
Определяют 112 видов услуг.
Основные формы международной торговли услугами:
-
поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территории другой (водный, воздушный транспорт, радиостанции, спутники связи);
- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалиф-ные служащие ТНК или лица определенных профессий);
- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны(банковские, страховые, аудиторские, рекламные услуги).
На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 78% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 23% всего мирового экспорта услуг. Все более широкое распространение получают деловые услуги. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических. Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.
Тенденции развития:
-
снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
- увеличилась доля туризма в экспорте услуг;
- по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным и динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и пр.;
- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.