Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет info функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства. Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отн. к производителю и является центральной категорией м/д экономики.
Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
Инструменты мирового рынка:
мировые цены- цены крупных экспортно-импортных операций, в наибольшей степени хар. состояние м/д торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах мировой торговли (с их помощью происходит перераспределение части нац. богатства); - валютный курс – пропорция или соотношение обмена одной валюты на другую; - %-ая ставка.
Конкуренция
– состязание между товаропроизводителями и товаропотребителями.
Виды конкуренции
: 1. Внутриотраслевая (Полож. черты: повышается качество товаров. Отриц. черты: вытеснение с рынка отдельных производителей; консервирование отраслей, медленное развитие общественно-значимых, но мало прибыльных на 1-м этапе); 2. Межотраслевая конкуренция. Имеет место борьба за ресурсы и за капиталы. Результат: перелив капитала в отрасли с максимальной нормой прибыли. Это приводит к перераспределению ресурсов и выравниванию доходов на капитал; 3. Неценовая конкуренция. Улучшение качества или расширение хар. различных товаров и услуг; 4. Совершенная конкуренция (ограниченное кол-во товаров, неограниченный доступ на рынок, нефиксированные цены). – практически не бывает; 5. Несовершенная конкуренция – существуют барьеры для доступа на рынок, либо фиксация цен. 5.1. Монополистическая – господство на рынке одного производителя или одного потребителя; 5.2. Олигополия – на рынке функционируют несколько фирм, которые договариваются об уровне цен. (Сущ-т барьеры при выходе на этот рынок; пример, рынок авиа- и космической техники); 5.3. Чистая монополия (один производитель, товар уникальный, заменителей нет; пример, добыча и огранка алмазов фирмой).