Это – 25 государств, где проживает 1,2 млрд. человек (23% мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. $. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота. Одна из главных особенностей развитых стран – относительно равномерное распределение доходов, равномерное хозяйственное освоение территории, поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов), большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение ее достижений в производство, высокий процент расходов на медицину, образование, культуру, значительны расходы на охрану окружающей среды (3-4% ВНП). В промышленно развитых странах падает роль добывающих отраслей и развиваются отрасли высоких технологий.
По роли в мировой политике и экономике эти страны можно подразделить на три группы. Первую образуют семерка главных стран: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экон. и полит. взаимоотношениях стран первой группы. Отдельные страны этой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике. В третью группу входят Страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).
Одним из основных показателей уровня экон. развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Он рассчитывается по методике ООН на основе паритета покупательной способности национальных валют (ППС) и в неизменных цепах. На территории развитых стран находится значительная часть мирового общественного производства. К тому же они расширяют свой контроль над экономикой остальных государств через внешнюю торговлю, систему зарубежных инвестиций, сеть ТНК, монополизацию научно-технических достижений и т.д.
Заметное повышение роли гос-ва в экономике развитых стран произошло после II мировой войны, в результате чего в большинстве из них сложилась так называемая "смешанная" экономика, в которой при господствующей роли частного бизнеса значительное место принадлежит гос. сектору.
В зависимости от соотношения гос. сектора и рыночных элементов хозяйственного механизма можно выделить несколько моделей "смешанной" экономики в развитых странах: либеральная (американская) модель
, приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентный механизм в сфере производства, сбыта, инвестирования использования рабочей силы, высокий уровень социальной дифференциации. Правительство регулирует экономику на макро- и микроуровне через законодательство, налоговую и денежно-кредитную политику в целях развития конкуренции и ограничения власти монополий, смягчения провалов рынка, зашиты интересов отдельных социальных групп населения и т.п. Эта модель характерна для США, Канады, приближаются к ней в определенной степени экономические системы Великобритании, Ирландии, Бельгии, Италии, Франции; социально-рыночная (германская) модель
, это социальное рыночное хозяйство, в котором конкурентный рыночный механизм дополняется созданием особой социальной инфраструктуры. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме (малообеспеченные семьи, безработные, молодежь, мелкие и средние фирмы). Гос-во берет на себя обязательства в обеспечении тех, кто не может самостоятельно обеспечить достаточный уровень доходов, и проявляет большую экон. активность; шведская модель
(Швеция, скандинавские страны, Австралия). Характерен высокий уровень социальных гарантий, основанный на перераспределении доходов и поиске социального консенсуса. Дополнением этой характеристики служат сильные профсоюзы и многообразные "свободные ассоциации", способствующие координации общественных и частных интересов, а также развитие идеологии социального партнерства, закрепленной в соглашениях предпринимателей и профсоюзов, которая реализуется посредством переговоров участников политического процесса. Эта модель еще называется корпоративистской, так как экон. решения осуществляются путем добровольной и постоянной координации конфликтных целей различных групп при активном участии гос-ва. Разновидностью шведской модели может служить японская модель